diveschool.com.ua
Сергій Асабін
Інструктор PADI м. Дніпро
+38 (095) 324 95 95
Весь світ вчиться пірнати з нами

Набор на курсы Open Water Diver

 
Статті: Дайвінг Топ-10 мест погружений на затонувшие корабли.
 

Топ-10 мест погружений на затонувшие корабли.

 

1. Президент Кулидж (Круизный лайнер), Вануату

Один из крупнейших, роскошных и наиболее доступных затонувших судов в мире, Президент Кулидж мечта дайвера. Этот огромный роскошный лайнер, построенный в 1931 , больше чем 600 футов длиной. Сейчас его можно исследовать и на мелких, и на глубоких погружениях чтобы увидеть весь корабль во всех его великолепии лежащий на дне потребуется не менее 10 погружений. Вовремя Второй мировой войны круизный лайнер был переоборудован в военное судно. Кроме самого собственно судна во время погружений можно увидеть, большое колличество военного инвентаря включая гаубицы, грузовики Корпорации General Motors с 10 колесами, джипы, транспортные средства, гусеничные машины, рулевые колёса и шины различного диаметра.
21 февраля 1931 года, вдовой 30-ого президента Соединенных Штатов Кальвина Кулиджа Грейс Анной Гудхью, было дано имя одному из крупнейших круизных судов, когда-либо созданныйх на американских верфях «Президент Кулидж».
На судне были скомбинированны комфорт и элегантность. Пассажиры лайнера могли отдохнуть в одном из двух морских бассейнов, один из которых с искусственным песчаным пляжем,также они могли наслаждаться прекрасной музыкой в музыкальном салоне первого класса или тишиной и элегантностью в библиотеке. Однако, пожалуй, самой впечатляющей комнатой была комната для курения Первого Класса в ней был изумительный мраморный камин и большое декоративное панно "Леди и единорог». Комната была оборудована, креслами из грецкого ореха , обитыми зеленой кожей а также большими игровыми столами.
На судне имелся тренажерный зал, детская игровая комната, торговый пассаж, парикмахерская и салон красоты, игровые палубы для гольфа, тенниса, гандбола, сквоша и метания колец. Был даже филиал фондовой биржи на борту.
Пассажирские круизы совершались по строгому графику "Кулидж" посещал Гонолулу, Йокохаму, Кобе, Шанхай, Гонконг и Манилу.
Однако в 1941появилась вероятность вступления Америки в европейскую войну. Кулидж пошел на вооружение американской армии в качестве транспортного корабля для усиления Тихоокеанского флота.Полностью судно было переоборудовано в 1942 году и могло брать на борт 5000 военнослужащих. Один из плавательных бассейнов был преобразован в трюм и большинство роскошной обстановки было заменено на двухъярусные кровати и дополнительные туалеты, но светильники и панно такие как «Леди и единорог», осталась на прежних местах.
Утром 26 октября 1942 года Кулидж подходил к острову Эспириту-Санту с восточной стороны , Военно-морские силы пренебрегли сообщением капитану «Кулиджа» "Специальных инструкций» в письменном виде, которые, не могли быть переданы по рации в связи с необходимостью соблюдения безопасности. После серии злоключений и недоразумений, патрульный катер на входе в канал не смог остановить корабль. Когда корабль начал входить в канал, у радио -офицеров не было иного выбора, кроме как разрушить стену молчания и выдать предупреждение 0930 "STOP" это значит вход на минное поле, «вы входите на....» - Увы, предупреждение пришло слишком поздно.
Взрыв мины был первым несчастьем корабля, через тридцать секунд второй взрыв поразил машинное отделение - корабль был смертельно ранен. Капитан Нельсон приказал развернуть судно к берегу и сесть на мель. Всем кто был на борту было приказано оставить свое имущество и оборудование. В суматохе люди побросали каски и оружие, средства индивидуальной гигиены,пишущие машинки все поспешили покинуть умирающее судно.
Многие на борту страдали химическими ожогами в результате взрыва на судне. Через пятьдесят пять минут после получения пробоин в 10.55, огромное судно дало крен и содроганиями скользнуло в маслянистую воду от разлитого в воду топлива.
Оно повернулось боком к порту, и тонуло. Большинство военных с корабля спаслось,
но крушение обошлось в миллионы долларов, было затоплено оборудование и вооружение это была дорогостоящая ошибка, второй подобной ошибкой стал "Такер"всего лишь несколько месяцев спустя в этом же районе.
Тем не менее, эта ошибка оказалось Меккой для дайверов всего мира, «Кулидж» является самым крупным, самым нетронутым, самым роскошным и доступным крушением Второй Мировой войны.
Рэк расположен всего в нескольких километрах от Луганвиле, второго по величине города в Вануату около острова Эспириту-Санто, крушение находится вблизи берега в относительно спокойной воде. Дайверы могут достичь его на лодке или пешком.
Видимость в этих водах обычно около 15-25 метров. Наружные части судна может быть безопасно осмотрены начинающими дайверами. Для более опытных дайверов при внутреннем осмотре есть возможность увидеть подлинную жемчужину знаменитую «Леди и единорга». «Кулидж» был посторен как круизный лайнер со всеми подобающими изысками,так что на ряду с военными трофеями можно увидеть элементы декора и посуду которые были на нем при спуске его на воду в качестве круизного лайнера.

2. Тистельгорм, Шарм-эль-Шейх, Египет

В конце сентября 41-го на входе в Суэцком канале (Красное море) столкнулись два судна и временно его заблокировали. Поэтому военный транспорт "Thistlegorm" со своим конвоем получил приказ стать в проливе на якорную стоянку и ждать. Ждать пришлось две недели.
Тистельгорм был спущен на воду в 1940 году, имел в длину 126,5 метра, 17,5 метров в ширину, водоизмещение 9000 тонн, развивал скорость до 10,5 узлов за счет парового двигателя.
"Тистельгорм" вез снабжение 8-й английской армии из Глазго в Александрию. Путь через Средиземное море был, конечно, короче, но там хозяйничала немецкая и итальянская авиация и был выбран более долгий, но, казалось бы, более безопасный обходной маршрут вокруг Африки и через Суэцкий канал.
"Тистельгорм" был загружен амуницией, бомбами различного калибра, противотанковыми минами, грузовиками, мотоциклами, запасными частями для самолетов, полевыми генераторами, винтовками и снарядами, вез несколько гусеничных транспортеров и даже два паровоза с угольными тендерами и цистернами для воды.
Базировавшиеся на Крите немецкие самолеты (Heinkel He 111) все-таки обнаружили, правда случайно, стоящий на якоре "Thistlegorm" и среди ночи в свете полной луны, зайдя с кормы на малой высоте атаковали его.
Две авиабомбы угодили в 4-й трюм, в котором в результате начавшегося пожара через 10 минут рванула часть перевозимых боеприпасов. Взрыв был такой силы, что судно разорвало на две половины. 126-тонные паровозы, хоть и были закреплены на палубе, взлетели в воздух и упали на дно в 30 метрах от корабля, который также быстро затонул на ровном киле в 1.30 ночи с 5 на 6 октября 1941 года.
Команда и капитан были подобраны находящимся поблизости конвойным крейсером "Carlisle", но 9 человек в результате той атаки все же погибли, в том числе и артиллеристы установленных на кормовой площадке орудий, которые так и не успели сделать ни одного выстрела.
В 1955 году Жак Кусто (Jacques Cousteau) во время своей экспедиции на легендарном Калипсо (Calypso) обнаружил затонувший "Тистельгорм", о чем опубликовал статью в журнале National Geographic в феврале 1956 года.
Однако он сохранил в секрете местоположение судна и в итоге оно было забыто еще почти на 40 лет, пока его не обнаружил вновь в 1992 году израильский шкипер.
В наши дни затонувший "Тистельгорм" - наиболее посещаемый рэк в Красном Море.
Над ним нет маркерного буя, поэтому находить лежащее на дне судно приходится по спутниковой навигационной системе GPS.

Оторванная взрывом кормовая часть "Тистельгорма" лежит на левом борту под углом 45 градусов. Четырехлопастный гребной винт врезался в песчаное дно на глубине 30 метров. На верхней кормовой площадке, сейчас это 25-и метровая глубина, установлены два орудия - 4-дюймовая (102 мм) пушка для борьбы с всплывшими подлодками и ближе к носовой части 3-дюймовая (76 мм) анти-авиационная пушка с скорострельностью всего 20 выстрелов в минуту. Это устаревшее вооружение, использовавшееся еще во времена Первой Мировой Войны, на момент атаки оказалось уже давно неисправным. В свое время, после неудачной попытки его испытаний, Морское командование вообще запретило его использовать.
На месте трюма №4, где разорвались авиабомбы и рванули боеприпасы, нет ни бортов, ни днища судна - морское дно усеяно остатками амуниции, ящиками с неразорвавшимися снарядами, искореженными останками пяти английских гусеничных транспортеров и трейлеров. Из обеих частей "Тистельгорма" торчат половины разорванного по фланцевому соединению гребного вала.
Передняя часть судна стоит на ровном киле, и, проплыв над отверстием дымовой трубы и угольным трюмом, добираемся до рулевой рубки с каютой капитана .
Перед рубкой в палубе зияет огромное прямоугольное отверстие трюма №2. Именно этот трюм наиболее плотно забит аккуратно запаркованными грузовиками, трейлерами, джипами, мотоциклами.
Когда в порту производилась загрузка всей этой техники в трюм, использовались две подъемные стрелы, лежащие сейчас поверх отверстия трюма. Лебедки стрел по-прежнему видны у их основания.
На палубе вдоль бортов слева и справа от второго трюма стоят два железнодорожных тендера (вагона) для перевозки запаса угля за паровозами.
Две сплющенные давлением глубины железнодорожные цистерны для воды таким же образом расположены вдоль бортов ближе к носовой части судна у трюма №1. В пустыне паровоз водой заправить сложно, да еще в условиях войны, поэтому приходилось возить воду с собой.
Сами паровозы (Stanier 8F) были прежде установлены, по-видимому, рядом с четвертым трюмом, но их разметало взрывом и сейчас они лежат на дне в 30-и метрах слева и справа от корабля.
От левого паровоза уцелела лишь передняя часть бойлера и две пары колес.
Второй паровоз стоит на дне справа от трюма №2. Передний люк его бойлера открыт.
На палубе вдоль бортов между первым и вторым трюмами закреплены торпедообразные параваны.
Параван - подводный аппарат, предназначенный для защиты корабля от якорных контактных мин. Придумали его авиационные инженеры - нечто вроде подводного буксируемого планера. Появился в 1-ю Мировую Войну во флотах различных государств, применялся и во 2-й Мировой Войне. Представляет собой металлический корпус обтекаемой формы, снабженный отводящим крылом, прибором глубины, рулевым устройством и резаком. Стальные тросы, буксирующие параваны, укрепляются с обоих бортов в подводной части судна у форштевня. При движении судна под действием встречного потока воды параваны отходят от бортов, создавая натяжение на буксировочные троса с силой до нескольких тонн. При встрече с минрепом мины (тросом, соединяющим её с якорем) её якорь отрывается от грунта и минреп скользит по тросу паравана до расположенного не нем резака. После перерезания минрепа якорь мины падает на грунт, а подсеченная мина, отведённая от борта корабля на расстояние до 30 м, всплывает на поверхность, где может быть легко расстреляна. Вообще-то по международным правилам морские мины должны автоматически деактивироваться при обрыве минрепа, но происходит это далеко не всегда.
На носовой палубе прекрасно сохранились якорные лебедки с большими шестернями и толстыми цепями.
Левый якорь "Тистельгома" висит на своем месте у носа судна, а правая якорная цепь протянулась по дну почти на 100 метров. Правый якорь так и остался не поднятым навсегда.
«Тистельгорм» по праву занимает вторую строчку в мировом рейтинге затонувших объектов.

3. USS Oriskany (авианосец), Пенсакола, Флорида

Бывшему авианосцу ВМС США сейчас принадлежит рекорд как самому крупному искусственному рифу в мире. . После службы в ВМС США в Корее и Вьетнаме, 30000 тонный перевозчик был преднамеренно затоплен в Мексиканском заливе в 2006 году в рамках экспериментальной программы, которая направлена на создание искусственных рифов. Oriskany находится вертикально на высоте почти 164 фута от морского дна и на более чем 20 метров от поверхности, делающей этот рэк прекрасным как для дайверов-любителей так же как более опытных водолазов. Скопления групперов и тунцов делает этот сайт прекрасным для погружения.
Военный корабль США Oriskany, 27 100-тонный авианосец класса Ticonderoga, был
построен в Нью-йоркской военной верфи. Строительство было начато в октябре 1945 но
постройка была приостановлена в августе 1947, и закончена она была с учётом модернизации, которая также использовалась в строительстве нескольких других судов Эссекса и классов Ticonderoga. Oriskany был введён в эксплуатацию в сентябре 1950, он присоединился к развернутому в Средиземном море флоту США сконцентрированному вокруг Мыса Горн, далее он присоединился к Тихоокеанскому Флоту в мае 1952. Корабль совершил один корейский военный круиз, с сентября 1952 до мая 1953.

После окончания корейского конфликта Oriskany продолжал свою Тихоокеанскую
вахту еще больше двух десятилетий, нес службу в западной части Tихого океана в составе Седьмого флота США.
С января 1957 по март 1959 была проведена его модернизация, в рамках которой
была обновлена полетная палуба, паровые катапульты, и многое другое подверглось усовершенствованию на борту Oriskany . В 1961, он стала первым авианосцем, который
был оснащен революционной военно-морской тактической системой (NTDS).

Вторая война Oriskany началась с его круиза 1965 WestPac, во время которого
самолеты с его палубы поражали цели в Северном и Южном Вьетнаме. Трагедия произошла на борту 26 октября 1966, во время ее второго Вьетнамского военного похода, огонь разорил большую часть корабля, погибли 44 члена ее команды и воздушной группы. Oriskany был восстановлен в США, возвратился в район боевых действий в середине 1967 и оказал помощь военному кораблю США Forrestal, когда тот также был охвачен пожаром. После двадцати шести лет военной службы Oriskany был списан в сентябре 1976. Корабль был продан на слом в 1994 году , однако долгое время не было принято окончательного решения по затоплению судна, с 1997 Oriskany провел почти десятилетие, ожидая
заключительного распоряжения. 17 мая 2006, после серьёзных приготовлений,
Oriskany был затоплен недалеко от Пенсаколы, Флорида, чтобы служить
искусственным рифом и сейчас представляет огромный интерес для ныряльщиков.

4.Лагуна "Трук" Кладбище военных кораблей, Микронезия

Лагуна Трук, Микронезии определенно должна быть в списке серьёзных рэк дайверов. Здесь покоятся останки почти всего японского флота в том числе 60 затонувших судов уничтоженных с воздуха в 1944 году. Из этого огромного количества крушений, стоит выбрать фрахтовщик Fujukawa Maru он известен как один из лучших рэков корабль стоит вертикально на мелководье, таким образом вполне доступен. В районе мостика можно обнаружить бутылки с саке и номер двигателя, всё заросло мягкими кораллами.
Лагуна Truk, эта лагуна диаметром - 40 миль, в которой покоится общей массой 180 000 тонн судов, самолетов и другого военного оборудования и техники, которые встретили несвоевременный конец 17-ого и 18-ого февраля 1944.
Операция была массивным военно-морским ,воздушным и сухопутным наступлением, которое происходило 17 и 18 февраля 1944, во время Второй мировой войны. Флот Соединенных Штатов против военно-морских сил Японии и авиабаза в Truk на Каролинских островах, была довоенной японской территорией. Это было одно из самых разрушительных воздушных нападений в истории Второй мировой войны, погибло 60 различных японских судов и 250 самолетов.
Крушению в лагуне Турук 65 лет, которые прошли с того рокового дня эти годы превратили военные реликвии в искусственные рифы, которые поросли твердыми и мягкими кораллами.
Лагуна Truk не только известна количеством крушений лежащих на морском дне ,но также и необыкновенной сохранностью и красотой этих артефактов. Вы можете беспрепятственно осмотреть место крушения, но категорически запрещено поднимать что либо со дна. Взрывчатые вещества, боеприпасы, детонаторы, торпеды все еще "живо". Но нужно помнить, что рэки Лагуны Truk - военные могилы. Существует строжайший запрет, на удаление любых экспонатов или морской жизни с мест крушения в бухте. Власти Микронезии надеются сохранить свою лагуну как подводный живой памятник истории и военный музей.

5. Блэкджек B-17, бомбардировщик, Милн-Бей, Папуа-Новая Гвинея

Блэк Джек-это имя самолёта, B-17 военный бомбардировщик создан компанией "Боинг" получил в народе название «Летающая крепость», которая теперь лежит на глубине 45 метров на песчаном морском дне недалеко от берегов Папуа-Новой Гвинеи. Бомбардировщик затонул после миссии в Японии из набега на Рабауле. Самолёт практически не поврежден несмотря на не очень мягкую посадку, сегодня дайверы могут осмотреть кабину и стрелковые башенки среди груперов и другой рыбы.
Сиденья на месте, и вы можете легко представить пилота и второго пилота в последние минуты перед затоплением. Блэк Джек, возможно, самый известный бомбардировщик в Юго-западном Тихоокеанском театре военных действий. (S.W.P.T). Самолёт покоится не далеко от деревни Boga Boga в области залива Milne Папуа-Новая Гвинея. Большую часть жизни самолёта им управлял Кен Маккаллэр, пока он не был убит. Однако 12-ого июля 1943 года самолётом управлял Де-гольц и Мур. Блэк Джек был частью 43-ьей группы бомбардировщиков и 5-ых Воздушных сил США. Вскоре после полуночи 11 июля 1943 самолёт вылетел из Порт-Морсби, Папуа-Новоая Гвинея, чтобы напасть на японскую взлётно-посадочную полосу в Рабауле на New Britain и не вернулся. Он был обнаружен случайно 3-мя местными водолазами. Самолёт прекрасен и сейчас - ленты патронов все еще направляются в автоматы. Папуа-Новая Гвинея изобилует напоминаниями о прошедшей войне, но большинство реликвий было разграблено или поднято из воды. Такой прекрасно сохранившийся самолет уникален, подлинная историческая находка. «Летающая Крепость» была большим бомбардировщиком. Он приводился в действие четырьмя двигателями по 1200 лошадиных сил и весил более 20 тонн. Тринадцать автоматов выступали из стрелковых отверстий в башенках,чтобы защитить ее команду из десяти человек.
B-17 покинул Сиэтлскую фабрику Боинга в один дождливый день в июле 1942, и 6 недель спустя он присоединился к 43 Группе Бомбардировщиков, базировавшихся в северной Австралии. 43Я группа была частью 5-ых Воздушных сил, которые были сформированы, чтобы оказать воздушную поддержку возвращению Генерала Дугласа Макартера на Филиппины.
Блэк Джек выполнил пятую часть задания сбросив только две бомбы,как получил повреждение правого крыла, двух двигателей и топливной системы на двух двигателях он стал стремительно терять высоту и постарался спастись ,едва перелетев горы, двигатели зловеще пылали в темноте .Командир принял решение оставаться с машиной,пытался выжать всё из двух оставшихся моторов.Команда выбросила из самоёта всё, вплодь до боеприпасов,пилоты пытались запустить повреждённые двигатели им удалось перелететь горный хребет, самолёт пытался сесть на мелководье,но получилось не очень мелко.Практически всей команде удалось спастись, но трое были ранены.
Судьба выбрала 41-24521, чтобы быть больше чем только одна из 12000 «Летающих Крепостей», построенных для армии США .Он стал одним из лучших в мире подводных объектов.

6. С.С. Yongala, у побережья Эйр, Австралия

Это прекрасное австралийское пассажирское судно, покоится в пределах Большого Барьерного рифа более половины века, оно затонуло в результате циклона в 1911 году. Судно лежит в тридцати минутах от берега на катере, вокруг него большое количество морских окуней,черепах и множество других морских обитателей, сегодня это одно из лучших в мире мест для погружений.
Судно было спущено на воду 29 апреля 1903 года, зарегистрировано в Аделаиде, и ходило по оживлённым маршрутам. Судно по традиции было названо словом на местном языке аборигенов; 'Yongala' (первоначально выраженным Yonggluh) означает "широкие воды", или "широкое место в поливе". Было также название небольшого городка Yongala в Южной Австралии.
Официально корабль мог развивать максимальную скорость 15,8 узлов. Вместе с тем в своих предыдущих 98 поездках, это было записано, что Yongala часто достигал 17 узлов. судно имело свою электростанцию. Кроме того, была обеспечено холодильным оборудованием для перевозки замороженных грузов.
В 1906 году Yongala было первое судно способное совершать поездку на 5000 км между Фримантлом и Брисбене, самая длинная поездка то время. 14 марта 1911 года под командованием капитана Уильяма Найта, Yongala совершала свое 99-ое плавание в австралийских водах, он покинул Мельбурн с 72 пассажирами. Судно прибыло в Wharf в Брисбене на утро 20 марта. Капитан Уильям Найт, 62-х лет, был одним из наиболее способных людей, компании, которые были на службе пароходства Аделаиды в то время, 14 лет службы без происшествий или инцидентов. После завершения погрузки пассажиров и грузов,окончательно покинул пристань, всё было проверено и было в абсолютном порядке.
Утром 23 марта Yongala зашла в бухту Макей и принять пассажиров и разгрузить 50 тонн груза, К 1:40 24 марта судно отчалило, имея на борту 49 пассажиров и 73 человека экипажа, что в общей сложности 122 человек. Yongala еще было видно из порта, когда поступил сигнал предупреждения о циклонах в области между Таунсвиллем и Макей. Спустя пять часов, смотритель маяка на острове Дент в наблюдал Yongala борющееся со стихией ,он был последним кто видел корабль живым.

Правительство штата Квинсленд предложил 1000 фунтов в награду за информацию, которая приведет к обнаружению корабля, но ничего о судне не было слышно. В общинах по всей восточной и южной частях Австралии скорбели о гибели корабля.
Было проведено расследование, вызваны свидетели для дачи показаний в отношении способностей и характера капитана, все единодушно характеризовали его как осторожного и опытного командира. Гибель Yongala стала ещё одной тайной моря
Совет сошёлся во мнении, что "риск при переходе на побережье Квинсленда значительно усиливается в ходе ураганов, с декабря по апрель"
В годы, последовавшие за исчезновением Yongala, рассказы начали крутиться около корабля-призрака, точно напоминающего Yongala, люди часто видели движущейся на некотором расстоянии от берега в море корабль между Боуэном и Таунсвиллом.
В 1943 г. тральщик собирал мины на мелководье одиннадцати милях к востоку от мыса Боулинг Грин. Капитан тральщика заметил препятствие примерно в тринадцать саженей, по пути суда, направляющиеся в Таунсвилл.
После окончания войны, препятствие было исследовано в июне 1947 года , объект был примерно 300 футов (91 м) в длину и вероятно при крушении упал на бок. Ни одному другому судну, помимо Yongala пропавшему в этих водах не подходили полученные размеры.

7 М. В. Капитан Кейт Тиббетс, Каймановы острова

Этот русский фрегат специально доставлен с Кубы и затоплен у берегов Кайман-Брак в сентябре 1996 года по программе создания искусственных рифов, он прекрасный объект для погружений. Множество улиток и мурен поселились в корабле после затопления, в результате штормов корабль сломался пополам что облегчило дайверам проникновение.
Построен фрегат в 1984 году в Находке на территории бывшего СССР строительство обошлось в 30 миллионов долларов (США), он был частью старого советского флота, размещенного на Кубе во время "холодной войны". Когда Советский союз распался зарубежные военные базы были лишены финансовой поддержки, так и на Кубе в 1992 году от судна буквально отказались, его экипаж в составе 11 офицеров и 99 матросов были репариированы в Россию. Департамент по охране окружающей среды Каймановых островов выразил заинтересованность в этом корабле,в результате переговоров в властями Кубы судно было переправлено на Каймановы острова.
Первоначально корабль был назван «патрульное судно -356» после покупки оно было переименовано в « Капитан Кейт Тиббетс» женой тогдашнего губернатора Каймановых островов Джона Оуэна и было пришвартовано в Крик Доке. А позднее затоплено.
В своем новом пристанище, корабль стал очень популярным. По обе стороны от него большие участки участки Кораллового рифа ,ко всеобщему изумлению, рыбы стали жить около судна почти сразу же после того как оно было затоплено, это верный признак, что ему было суждено стать неотъемлемой частью жизни рифа на Каймановых островах.
Огромный сторожевой катер, оборудованный для военных действий, орудийные башни носу и на корме, ракетные уствновки, шлюпбалки и радиолокационные башни всё осталось не повреждённым и сейчас покоится на равнине белого песка, под водой, на глубине от 50 до 80 футов.

8. Паром "Зенобия" Кипр,Ларнака.

Паром «Зенобия» был построен в Швеции в 1979 году, был оборудован первоклассной техникой для своего времени. После спуска на воду в июне 80-го года, отправился в свой первый переход из Сирии в Грецию. При входе в гавань города Ларнаки, судно по неизвестным причинам начало крениться на левый борт. На текущий момент существует несколько версий гибели парома. Одной из называемых причин называется неисправность в компьютерных системах судна, в результате которой была нарушена работа балластов парома, он получил большой крен на левый борт. Другая версия - намеренное затопление парома с целью получения страховки. Радует во всей этой истории, что обошлось без человеческих жертв - экипаж успели во время эвакуировать.
Позже, чтобы паром не мешал движению судов - было принято решение отбуксировать его на более глубокое место, где он сейчас и находится на глубине 42 метра.
очень часто паром Зенобия - называют Титаником средиземноморья. Этот паром имеет действительно потрясающие размеры 172 метра в длину и 23 метра в ширину. Кроме того судно повторило печальную судьбу Титаника - затонуло в свой первый рейс.
Зенобия является одним из первых сайтов по популярности среди всех дайв-сайтов Кипра. Кроме того входит в десятку самых интересных и почитаемых сайтов среди дайверов планеты.
Завораживает картина огромного судна, опрокинутого на борт, вокруг которого подобно игрушкам разбросаны грузовые машины. Подобная картина впечатляет уже при первом приближении, кроме того существует возможность пробраться во все внутренние помещения парома.
Находится сайт на расстоянии 1500 метров от берега в гавани города Ларнаки (добраться можно на лодке за 10 минут). Длина парома 170 метра, ширина 23 метра, осадка 13 метров, водоизмещение 12 тыс.тонн, макс., скорость 12,5 узлов.
Лежит паром на левом борту на морском дне на глубине 42 метра, самая верхняя точка находится от поверхности на глубине 16-18 метров. Такой разброс глубин позволяет проводить осмотр парома дайверам разного уровня сертификации.
Палуба парома располагается практически перпендикулярно плоскости грунта. На палубе можно увидеть потрясающую картину - грузовики, прикованные к палубе цепями. Машины очень хорошо сохранились, отлично виден перевозимый этим транспортом груз - спальники, медицинские препараты. Очень интересны внутренние помещения парома. Есть возможность пробраться на капитанский мостик, осмотреть ресторан (хорошо сохранились: кофейная машина, посуда, бутылки), верхняя и нижняя грузовые палубы, самые смелые могут пробраться в машинное отделение. Интересно дно вокруг корабля - на большом расстоянии разбросан всевозможный груз.
Для проведения осмотра со средних глубин рекомендуется использовать смеси наитрокс - это позволит Вам продлить время нахождения под водой.
Паром потрясает своими размерами, поэтому дайверы совершают на него большое количество погружений, при этом открывая для себя постоянно что-то новое. На судне большое количество помещений различного назначения.

9. Умбрия, WinGate риф, Судан

В декабре 1911 года, построенная на верфи «Rieherst Schiffswerks» в Гамбурге, «Умбрия» была спущена на воду под именем «Бахья Бланка». Два шестицилиндровых двигателя позволяли развивать скорость в 14 узлов. Имея зарегистрированное водоизмещение 10.076 тонн, она была грузопассажирским кораблём, способным перевезти более 2.000 пассажиров и 9.000 тонн груза. Размеры корабля 153.4 х 18 м.
В 1912 г. «Бахья Бланка» начала обслуживать маршрут Гамбург - Америка (Аргентина) и добросовестно трудилась на нём до начала первой мировой войны, когда она была интернирована в Буэнос-Айресе и стала собственностью правительства Аргентины.
Мирный этап карьеры завершился в 1935 г.: она была куплена Итальянским правительством, переименована в «Умбрию» и перестроена в корабль для перевозки войск. За следующие 2 года она перевезла тысячи солдат и офицеров к различным колониям в Восточной Африке, до того как была наконец продана пароходству Триеста «Triestino Line» в 1937 г. Затем её использовали на маршрутах между Италией и портами Красного моря.
Утром 10 июня 1940 года капитан итальянского грузового корабля «Умбрия» Лоренцо Мусан слушал радио. Он делал это каждое утро уже много лет подряд. Но последние семь дней прослушивание новостей превратилось для Лоренцо в ожидание приговора. Это был приговор мировой истории кораблю, оказавшемуся в ненужное время в ненужном месте. Сообщение о катастрофе, о которой все знали заранее, должно было поступить со дня на день. И капитан приготовившегося к смерти корабля крутил ручки радиоприёмника, ловя нужную радиостанцию, невольно следя глазами за пушками своего палача - английского линейного корабля королевского флота «Лиэндер».
Навстречу собственной смерти «Умбрия» двинулась в мае 1940 г. Капитан Лоренцо Мусан лично контролировал погрузку различных военных грузов в портах Генуи, Ливорно и Неаполя - Италия готовилась к войне. В обстановке секретности, на Умбрию были погружены 360 000 бомб, 60 ящиков детонаторов и другие припасы в количестве 8 600 тонн.
Третьего июня 1940 г. она прибыла в Порт-Саид. Хотя вступление Италии в войну ожидалось со дня на день, технически страна оставалась нейтральной и всё, что мог сделать британский королевский флот - это задержать корабль до того, как его смертоносный груз достиг вражеских сил. Шестого июня «Умбрии» наконец разрешили продолжить путь.
Но её теперь сопровождал корабль королевского флота «Гримсби» и 9 июня, вблизи Порт-Судана, Гримсби вынудил «Умбрию» встать на якорь. Линейный корабль королевского флота «Лиэндер» появился позднее и высадил на Умбрию десант из 20 моряков, которые обыскали корабль на предмет контрабанды и остались ночевать на нём. Намерения их были недвусмысленны - захватить корабль с огромным количеством вооружений в день официального начала войны. Утром 10 июня, капитан Лоренцо Мусан слушал радио и стал единственным человеком на борту, узнавшим о вступлении Италии в войну. Под самым носом британских солдат, ему удалось затопить корабль.
Часть городского населения в панике бежала из города, когда стало известно о затоплении корабля со столь смертоносным грузом. И эта паника не была безосновательной. После войны группа британских специалистов - взрывотехников  установила, что в случае взрыва половина Порт-Судана может исчезнуть с лица земли. Это вероятность нельзя полностью исключить и в наши дни.
«Умбрия» находится в том самом месте, где она впервые коснулась морского дна - на рифе Вингейт со стороны порта. Нос корабля на 36 метрах - это самая глубокая его часть, а корма лежит на песке примерно на 30 м. Самая мелкая часть - в районе мостика, где шлюпбалки касаются поверхности воды. Никто не пытался поднять ни корабль, ни его груз.
Ханс Хаас однажды описал этот рэк как «лучший рэк в мире» и многие специалисты с ним согласны. Корабль находится в защищенной от волн и течений гавани, с внутренней стороны рифа, что в немалой степени способствует его сохранности.
Исчезла только деревянная палуба, но полностью сохранившийся огромный корпус корабля предоставляет дайверам огромные возможности для изучения. Теперь корабль стал ещё и частью рифа и оброс мягкими и твердыми кораллами. Осталось добавить, что он населён огромной и разнообразной рыбной популяцией. Стаи луцианов - постоянные спутники дайверов внутри корабля. Рыбы-дрозды, попугаи, бабочки, всех цветов и размеров встречают вас снаружи. И над всеми ними, у самой поверхности воды, регулярно патрулирует окрестные воды гигантская барракуда, которая совершенно не боится дайверов и подходит на расстояние до метра.
Все части корабля, включая 360.000 бомб легко доступны для осмотра. В носовой части якорная цепь выходит из люка и исчезает внизу. Оба якоря были спущены, когда корабль затонул, и находятся в 200 метрах впереди рэка. В передней палубе открыт доступ к трём грузовым отсекам. Главная мачта была между 1-м и 2-м из них, теперь сломана и лежит на дне. Рамные металлоконструкции палубы всё еще удерживают корабль. Вместе с отсутствием верхних перекрытий это даёт возможность максимально лёгкого проникновения ко всем грузовым отсекам.
Внутри отсеков №1 и №2 находятся бомбы, детонаторы, самолётные покрышки, большие кувшины, упакованные в сено, большое количество всё ещё запечатанных деревянных ящиков. В третьем отсеке сформировалась стена из мешков с цементом. Тут же - остатки автомобилей Фиат 100 Лунга. Это целый гараж, который, тем не менее, часто пропускают дайверы среди огромных внутренних пространств корабля.
Далее дайвера встречает жилой отсек с остатками мостика. Этот участок сильнее всего пострадал с момента затопления. Как и везде на корабле, деревянные конструкции быстро сгнили в кипящих жизнью тёплых тропических водах и превратили мостик в развалины, за которыми труба, как и центральная мачта, покоится на дне моря.
Внутри центрального отсека также есть на что посмотреть. Здесь общие помещения, многочисленные каюты, проход в моторный отсек - полностью закрытый, без всякой подсветки естественным светом. За двумя гигантскими двигателями уходят в корму оси винтов. Здесь же и полностью оборудованная мастерская.
Вернувшись из моторного отсека и проплывая дальше в сторону кормы, дайвер видит два оставшихся грузовых отсека, в которых хранится большинство из 360.000 бомб. Задняя мачта также лежит на дне. Внутри отсеков - ровными рядами сложены тысячи авиабомб, над ними лежат детонаторы, запасные части и снаряды большого калибра для корабельных орудий. Это единственное место в мире, где можно проплыть внутри арсенала такой разрушительной силы!
Кормовой отсек - ещё одна действительно прекрасная и хорошо сохранившаяся часть корабля - вплоть до поручней и швартовочных тумб. Прекрасно сохранился один из винтов, доступный для наблюдения на глубине всего 15 метров. Второй винт захоронен в грунте. Прозрачность воды в полтора-два раза ниже, чем на большинстве суданских дайвсайтов - сказывается близость порта. Это единственный рэк в Красном море, конкурирующий с Тистлегормом ,который оценен как № 2.в топ -10

  

10. Маркграф, Скапа-Флоу, Шотландия

В бухте Скапа-Флоу, были уничтожены немецкие корабли, в страхе быть захваченными британцами, прекрасное место для погружений 7 из 78 судов под водами Скапа-Флоу.
«Макграф» является одним из четырёх линкоров Кениг класса ,он возможно, является самым доступным так как находится на глубине всего 24 метра. Водоизмещение 26,000 тонн длинной 175.4 метров корпус позволяет дайверам проникать в торпедный отсек, прямо через корму. Огромные размеры судна делают его интересным для нескольких погружений и позволяют нырять на два уровня .Что бы представить всю мощь этого корабля, нужно совершить порядка десяти погружений.
"Макграф"был построен в Германии в противовес британским дредноутам,всё его основное оборудование было размешено по осевой линии. Судно было построено на верфях Бремена строительство началось 14 июня 1913 года и закончилось спуском на воду 1 октября 1914 года. В ходе войны корабль неоднократно переоборудовался,«Макграф» принимал участие в битве при Ютландии, после этого принял участие в ещё нескольких не слишком удачных битвах. 21 июня 1919 г., «Макграф» был конвоирован на британскую Королевскую военно-морскую базу Скапа-Флоу, вместе с 78 другими кораблями Императорского Немецкого флота и был там пришвартован в соответствии с условиями перемирия, которыми закончилась мировая война.
Задержание продолжалось до тех пор, пока не было принято решение о судьбе немецкого флота. 21 июня 1919года , стало ясно, что англичане не планировали отпускать суда. Для предотвращения передачи полностью вооружённых судов победителям, немецкий адмирал Людвиг фон Рейтер решил затопить флот. По его команде, 59 кораблей были затоплены у Оркнейских островов. Многие из них позднее были подняты и отправлены на металлом. «Макграф» так же не пощадили - огромные стальные пластины были вырезаны из корпуса и его двигатели были также подняты на поверхность частью крушения являются отверстия как в швейцарском сыре, они делают его идеальным для профессиональных ныряльщиков. Сегодняшний «Макграф», броненосец класса дредноутов с длиной 175,4 метров, лежит вверх дном на дне моря на глубинах от 24 до 45 метров.
Один из вопросов,который занимает историков: каким образом немецкому экипажу удалось подготовить к затоплению корабль под бдительным присмотром британцев 89 лет назад? Они не нашли удовлетворительного ответа, по крайней мере, пока.

 

 
 
Copyright © Сергій Асабін, 2009-2022
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки при наявності посилання на джерело
Розробка сайту PROSPECT-IT